;

 

         

 

Поиск по сайту

 

Мои темы

 

 

 


       •
Художественные
      
       • Нон-фикшн
      
       •
Статьи, очерки,
          эссе
      

 

 

 

 

      Кавказская пленница
      Война и мир (2007)
      Жестокий романс
      Остров

Весь список
 

  

     Эрнесто Кортазар
     Светлана Тернова
     Оркестр"Папоротник"
     IL Volo (оперное трио)
     Лименсита (антология)
    
Canzone da due soldi
    (антология)

Весь список

  

         

 

     Константин Разумов
     Шу Мизогучи
     Ютака Кагайя
     Вильем Хентритс
     Валерий Барыкин
     Елена Бонд


Весь список

 

Юджа Ванг

Классические
музыканты-красотки

     Валентина Игошина
     Юджа Ванг
     Мари Самуэлсен
     Анна Фёдорова
     Наоко Тераи
     Сара Чанг

 

  ;

     Православные фото 

     Религиозные учёные

     Иконы Богородицы

     Последний шаг разума

     Торжество "голубого
     лобби"
Андрей Кураев

 

Написать мне письмо

 

Сергей Банцер "Оркестр Дальней Гавани"

 

МиГ-25


 
МиГ-25

  ♦ Сбитые самолёты

  ♦ Перелетчики

  ♦ Как сбили Пауэрса

  ♦ Как  МиГ-25 летал над
    
Тель-Авивом и     
      предотвратил ядерную
      войну

 

 
 Почему распались
Beatles?

Венец эволюции
Есть ли эволюция?

 

 

 

 

Кавказская пленница

 

 

 

Начало  Навигация  Мои темы  Книги Сергея Банцера  Поиск по сайту

      


 

 
     
 
"Искатель счастья подобен пьяному, который
     никак не может найти свой дом, но знает, что
     дом у него есть".

    
   Вольтер

 

Хорошо ли умным?

(продолжение, начало здесь)

Copyright © Сергей Банцер 

Умный и шутки

  

    Самое простое - умный не получает удовольствия от большинства анекдотов. Вообще - от подавляющего числа шуток, даже если шутят признанные мастера этого жанра, собирающие тысячные залы. Например, когда со сцены звучит шутка Петросяна:
    "У дрозда фиолетовые яйца"
это вызывает в зале такой всплеск положительных эмоций, особенно у слабого пола, что умному становится просто завидно. Мало того, что ему самому не смешно, так он ещё впадает в самый древний из грехов человечества - зависть.

    Хотя с юмором у умного, как правило, хорошо, но веселится он редко. И, если зал взрывается хохотом на милую шутку Шифрина: "Поехали на кладбище и гроб дома забыли. Возвращаться - плохая примета", то умный тихо скопипастит себе в архив грустные слова Эйнштейна: "Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить".

  Потому что любит умный, вовсе, не юмор, а иронию.  В поисках иронии, на которую он так падок, умный читает Вольтера и вдруг находит то, что искал. Это последняя шутка Вольтера, произнесённая им на смертном одре:

    "Аббат Готье:
    - Отрекаешься ли ты от сатаны и от всех дел его?
     Вольтер:
   - Нет, мой друг. Сейчас не самое подходящее время наживать себе новых врагов"

   А от иронии, как это ни парадоксально, уже совсем близко до мудрости:

    "Искатель счастья подобен пьяному, который никак не может найти свой дом, но знает, что дом у него есть".

   Не то чтобы эти слова вызывали в умном смех, скорее это зацепило какие-то его душевные струны, которые отозвались тихим минорным аккордом. И умный вдруг стал размышлять - а почему это, когда малая терция внизу, а большая вверху - трезвучие звучит грустно? А наоборот - большая терция вверху, а под ней малая - весело? Вот и выходит, что там, где обычному мужчине нужно пообщаться за кружкой пива с интересным собеседником или посмотреть футбол лиги чемпионов, то умный заполняет пустоты в своей душе вроде бы более доступным способом, а главное, самодостаточным способом.  
     В самом деле, в первом случае нужно чтобы где-то продавали на разлив пиво, был собеседник или играла "Барселона" с "Реалом". А тут просто - пошёл в старый парк и размышляй. Хочешь о малой терции, хочешь о Слепом Часовщике. Один мой знакомый в таких случаях берёт с собой диктофон и наговаривает на него приходящие ему в голову мысли. Как-то нарвался он так на полицейский патруль и те, заинтересовавшись диктофоном, прослушали записи. Хотели знакомого в дурдом забрать, он еле отвертелся.
   Так что юмор и сопутствующие ему явления придётся занести как в  ПАССИВ, так и в АКТИВ умного.

   Да, ситуация с юмором похожа на историю с музыкой - умный знает, к каким живительным родникам ещё можно припасть. Правда, в отличие от музыки, тут родников совсем мало, да и те, что есть, скудные. Многие знаменитые люди имеют всего одну ироническую сентенцию, вот скажем, Флобер: "Оправдать Бога может только то, что его нет".  Как можно было бы прокомментировать эти слова, мы немножко говорили в разделе "Разумный Дизайнер".  

    Вообще удивительно, что мудрость так часто ходит под ручку с иронией. "Я — оптимист. Не вижу особой пользы быть чем-то ещё". Это типичный английский юмор из уст Уинстона Черчилля. Поцитирую  его ещё по степени увеличения тонкости юмора, вплоть до того, что юмор становится практически незаметным и от этого только более изысканным:
 "
Ничто в жизни так не воодушевляет, как то, что в тебя стреляли и промахнулись".
"Воевать стоит всегда с улыбкой. Если вы этого не умеете, показывайте оскал".
" Леди Астор:   — Уинстон, да вы пьяны!  — А вы уродина!"

      Способен ли умный хохотать над шутками? Представьте себе  - да! Но это шутки, как бы это сказать… Короче, это шутки Михаила Маньевича Жванецкого. В благополучных странах, кстати, вопреки заверениям специфического юмориста Задорнова, полно умных. Но тамошние умные, хоть убей, не понимают шуток Михаила Маньевича.
    Причём, не понимают даже его братья по крови - я имею в виду тамошних евреев. Видимо для этого нужен какой-то зубодробительный коктейль из древней иудейской мудрости и славянской бесшабашной талантливости. Этот же славянско-иудейский коктейль, смешавшись когда-то в совместном историческом труде Андрея Сахарова, Юлия Харитона, Игоря Курчатова, Виталия Гинзбурга, породил самое страшное в истории человечества оружие.

Андрей Сахаров


Юлий Харитон

Игорь Курчатов

Виталий Гинзбург

  И было в этом гремящем коктейле многое. И Гинзбург - создатель термоядерной взрывчатки, которого Берия хотел посадить в тюрьму. И посадил бы, как милого, если бы на семипалатинском полигоне не рванула "Лидочка Гинзбурга". И расстрелянный НКВД отец Юлия Харитона, который (Юлий) ручался за Гинзбурга. И "дважды кондратированный" Курчатов, который ручался головой за Харитона.  И была в этом коктейле безумно любимая Гинзбургом его русская репрессированная жена, и наоборот, еврейская муза Андрея Сахарова, из-за трудностей с эмиграцией детей которой гениальный славянский подкаблучник объявлял голодовки, которые в конце-концов свели его в могилу. А все-то думали, что создатель первой в мире термоядерной бомбы голодает по линии борьбы за мир. Да, именно так - "Андрей Сахаров создатель первой советской термоядерной бомбы" писал в своих мемуарах Юлий Харитон. А он-то знал, как не знать Главному конструктору советского термоядерного проекта, который ещё в 1939 году первым в мире вместе с Зельдовичем рассчитал критическую массу урана-235.

     "- Большие раки по пять, а малые по три? - недоумевает заокеанский умный. - И это они считают смешным?
- Да, весь зал стоит на ушах, сам видел.
- А вот это вы понимаете, Джон: "Мужские сатиновые трусы "Верность"?
- Я не понимаю, сэр. Но там над этой шуткой смеются.
- Может это такая секс-игрушка? Тагда почему "Верность"? А что может быть смешного в этом: "Почём стоит похоронить?" - это тоже смеются?
- Да! Особенно, когда там дирижёр похоронного оркестра говорит: "Прошу печальный сигнал".
- Печальный сигнал? Они что, идиоты? Это их смешит?
- Ещё как!
- Странный народ… Можно подумать там дебилы какие-то…
- Сэр, эти дебилы недавно на учениях в Белом море провели залповый подводный пуск шестнадцати баллистических ракет с атомного ракетоносца "Новомосковск". Каждая, между, прочим весит сорок тонн… Наши парни смогли стрельнуть только четырьмя "Трайдентами-2". И все шестнадцать прилетели на Куру и попали "в колышек"
  
"Всё по-другому"

 

  Псевдо

       Для начала хочу напомнить, что термин "умный", по крайней мере, в предлагаемом контексте, вовсе не является носителем какого-то положительного свойства. К этому нелегко привыкнуть, но здесь это слово употребляется именно в таком значении. Как минимум, доказательством этого служит совсем небольшое число положительных свойств умного, которые попали в раздел АКТИВ.   

    Если предположить, что понятия "умный" и "учёность" в какой-то степени коррелируют, то можно увидеть, что умных не любили святые батюшки. Например, такой православный авторитет, как святитель Игнатий Брянчанинов: "Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею. Объятый недугом учености, мудрец мiра сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: будете яко бози, ведяще".  
     Правда другой не менее авторитетный пастырь, Григорий Богослов, пишет прямо противоположное: "Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом ученость"
    Кстати, из этого утверждения прямо следует предположенная мной корреляция между понятиями учёности и умом. Это так же верно, как и то, что самые умные пастыри никогда особо не заморачивались словами Брянчанинова, а вовсю защищали диссертации, получая именно учёное звание кандидатов и докторов богословия.  
     Кроме этого, хочу освежить сказанное мной в самом начале - определения понятия "умный" не будет, т.к. это является интуитивным суждением, которое может иллюстрироваться только примерами.
    Но, всё же, можно немного добавить конкретики. Полезно, например, отделить множество умных от другого множества, элементы которого не являются умными, но желают казаться ими. Для этого достаточно увидеть в человеке именно это настроение - желание. Ведь настоящий умный такого желания не выказывает. Хотя бы потому, что он согласен с мнением Екклесиаста, запечатлённом в Ветхом Завете: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь", а также понимает глубинный смысл слов Лоренса Питера "Утраченного невежества не вернуть".  
     Поскольку псевдоумный является, как правило, "псевдо"  по отношению и к другим человеческим свойствам, дальше я буду называть его просто "Псевдо" и набросаю что-то типа краткого пособия "Как казаться умным". Зачем? Затем, что практически любой человек несёт в себе задатки "Псевдо", дело только в проценте. Не волнуйтесь, и я, конечно, несу.
     Самый быстрый и, что важно, требующий минимальных усилий путь - это запомнить с десяток слов и научиться правильно вставлять их в свою речь.
    Наиболее универсальным является слово "идиосинкразия". Знать о нём нужно всего лишь то, что оно употребляется в конструкции "У меня на <*******> идиосинкразия". Вместо звёздочек можно подставлять практически что угодно - Пабло Пикассо, сауна, форум "Эксмо", комары, карпаччо, можно даже "Кремлёвский балет" или Лев Толстой, хотя это уже с оглядкой.
     Вторым универсальным словом является "эклектика".  Степень универсальности его ниже, чем "идиосинкразия", но зато им можно пользоваться практически всегда, когда нужно высказать о чём-либо своё мнение. "В общем неплохо, но несколько эклектично". Так можно говорить о широком диапазоне явлений, от концерта на утреннике в детсаде до нашумевшего спектакля.
     В случае, если "Псевдо" что-то непонятно, он должен специфически пожав плечами и скривив губы сказать: "Простите, но это какая-то софистика".
    Ну, и, конечно, "когнитивный диссонанс" - широчайшего применения словоформа, будет даже дальше у меня такой раздел. Когда её употреблять? Да когда хотите. Главное сказать с некоторым раздражением: "У меня это вызывает когнитивный диссонанс". Можно ещё при этом растопыренными пальцами прикоснуться к выпуклому лбу, как это делал в фильме "Вариант Омега" контрразведчик Шлоссер - на женщин действовало сногсшибательно. Если лоб невыпуклый, то эффект будет хуже, вплоть до обратного, поэтому этим жестом нужно пользоваться осмотрительно.  
   Выше я употребил целых два раза слово "корреляция". Тоже пойдёт, если нужно сказать о взаимозависимости чего-то с чем-то. Скажем, очередь за пивом хорошо коррелирует с гендерной принадлежностью (вот, кстати, хорошая словоформа), а очередь на такси - плохо.  Последние два примера взяты из совковой жизни. Пиво продавалось на улице по двадцать четыре копейки поллитровый бокал, без консервантов, холодное. А на улицах были такие таблички "Остановка такси", под которой в очереди стояли несчастные совковые люди, лишённые плюрализма (ещё одно полезное слово). И вот, что совсем интересно - из педерастов был один только Параджанов. А американский президент упрашивал Брежнева снять с боевого дежурства хоть одну С-18, объясняя это тем, что ему тогда легче будет оправдываться перед конгрессом. Брежнев даже и не слушал, о чём это его просят, а позвонил и спросил главного конструктора "Сатаны" Уткина. Тот сказал "нет", и дорогой Леонид Ильич развёл руками - видишь, друг Генри, я бы с удовольствием, но нет, видно, сегодня тебе фарта.  
   Ну, ещё, как лёгкая приправа, несколько иностранных фразеологизмов: "Секрет Полишинеля" ("секрет", известный всем), "Вторая часть Мерлезонского балета" (о чём-то нудном),  "Шерше ля фам" (универсально, от снижения успеваемости сына в школе до нападения Наполеона на Россию).   
   Высший пилотаж в этом деле - это составление конструкций из базовых слов и фразеологизмов. Даётся это не сразу, а тренировками. Вот, например:

     "Безусловная корреляция между гендерной принадлежностью издающихся авторов и оставляющим желать лучшего качеством книг, является уже секретом Полишинеля. Разговоры же об этом - не более, чем вторая часть Мерлезонского балета, а всё в общем - Cherchez la femme".

    Кто скажет, что это предложение написал не умный человек, пусть первым бросит в меня камень. А ведь оно составлено практически из приведённых мной заготовок.  
    В этом методе есть некоторые, впрочем, несложные ограничения. "Псевдо" никогда не стоит говорить о чём-то конкретном. Например: "Я обожаю музыку Шопена". Или "Музыка Дитриха Букстехуде вызывает у меня когнитивный диссонанс".    
  
Умный-приколист (есть такие) может спросить: "И даже его "Полуночная месса"? "Псевдо" ответит "Да", а умный скажет: "Да я пошутил, у Букстехуде такого нет".
    Правда, я и тут могу дать совет "Псевдо", но для этого ему нужно быть, как минимум, цельной и уверенной в себе личностью. "Псевдо" должен в этом случае подозрительно прищуриться и спросить умного:
"А не пидорок ли ты часом?"

    Уверяю вас, умный ничего не сможет ответить. Куда денется весь его хвалёный ум! А, если это будет происходить ещё при женщине, то умный вообще может на время потерять спокойный сон, умные, как правило, такие чувствительные. Чуть что, пишут в дневник: "Сегодня ночью плохо спал. Много думал"
      Это подходит, кстати, не только в случае с Букстехуде, а является универсальной реакцией на непредвиденные ситуации, когда оппонентом "Псевдо" случайно окажется умный. Но, вообще-то "Псевдо" лучше с умным не связываться, благо их не так много.      
 

   

Умный и самопознание

     Во время написания этого очерка я получал некоторые комментарии.  Хочу сейчас привести один из них:

 

   Ст.-Рик
  "То есть авторы незаметно для себя попадают под критикуемую ими же категорию. Просто глаз уже отмечает, автоматически. Почему и отметил - вроде как автор критикует псевдость, а в тексте её как кроличьих ушей из шляпы начинающего фокусника"

     Да, действительно есть один вопрос, который как надоедливый комар, крутится вокруг этого текста с самого начала - а к какой категории автор причисляет себя? Наверное, к ещё более умной, чем персонаж этого очерка - умный? Понятно, что это раздражает читателя и мешает продуктивно воспринимать текст, поэтому настало время внести ясность.
    На самом деле этот вопрос - часть более общего и более интересного вопроса - возможна ли в принципе адекватная самоидентификация? Мне на электропочту каждый день приходят приглашения на различные тренинги, посвящённые личностному росту, под общим тизером "Найди путь к себе". Тут и постановка голоса, и постановка удара, обучение методике хождения по раскалённым углям, открытие третьего глаза и увеличение пениса на четыре сантиметра. Причём, что удивительно, последнее предлагается различными организациями, но всегда почему-то на четыре сантиметра.
    Так вот, уверен, что все эти тренинги под общим названием "Познай себя" в принципе пустая трата времени и денег. Естественно, я имею в виду участников, а не коуча, с тем всё по Карлу Марксу. Я охотно верю, что пенис можно увеличить на четыре сантиметра, хотя бы с помощью большого увеличительного стекла (только не надо пробовать!), но осознать самого себя человек не может. Осознать себя - это осознать свой разум, свою душу. А чем это делать? Своим же разумом и своей душой. Одно из предназначений разума и души - это зеркало, в котором отражается доступная нам часть Реальности. Пытаясь осознать себя, мы будем пытаться отразить зеркало в зеркале. Вряд ли что-то путное получится.
    Но есть ещё одна глубокая причина, по которой невозможна адекватная самоидентификация. По этой же причине нельзя придать движение лодке, лишённой вёсел. Можно сколько угодно бегать с носа на корму, подскакивать, размахивать руками и прочее - лодка только будет ходить туда-сюда и всё. Единственно, кому удалось это сделать, это создателю теории торсионных полей народному академику Шипову. Да и то, дело было почему-то в Тайланде, на деньги Тайского банка, которые выбила некая Марина Лобова. Всё правильно, как говорилось выше - Cherchez la femme… Дело зашло так далеко, что торсионную "лодку без вёсел", сделанную в НИИ Космических Систем, входящего в объединение им. Хруничева, запустили даже на орбиту. Как оказалось, безрезультатно, если не считать, конечно, потраченных немалых денег налогоплательщиков. Ну, так часто бывает, когда шерше ля фам.
    Почему тайский инерцоид Шипова не смог изменить орбиты? Потому что, кроме торсионного поля, там не на что опереться! А оно, торсионное поле, годится только для "выкачивания денег из дураков" (выражение того самого Виталия Гинзбурга, чья "лидочка Гинзбурга" рванула в 1953-м на Семипалатинском полигоне, и который стал под конец жизненного пути нобелевцем). Ну, ещё торсионное поле хорошо себя зарекомендовало в романтических исследованиях безопорного движения в Тайланде на пару с Мариной Лобовой. 
    Вот так и в самопознании - не на что опереться.  А изменяется орбита только путём выброса массы. Тогда действует старый добрый третий закон Ньютона, правда, одновременно становится непонятным, под что сосать деньги из налогоплательщика.
    Продолжая дальше нашу аналогию-метафору, где лодка без вёсел - это наш внутренний мир, а движение этой лодки - это самопознание, можно заметить одну интересную вещь. Чтобы "лодка" не дрыгалась на одном месте туда-сюда, нужно отбросить массу. Ну, как в космосе на орбите. Иначе движения не будет. А интересная вещь - это ответ на вопрос: "что является аналогом-метафорой отбрасываемой массы в этом случае?"
     Жертва! Человек должен чем-то пожертвовать в своей жизни - только тогда "лодка" сдвинется. Частью своего благополучия, своего комфорта, может быть даже частью своего счастья. Об этом, кстати, прямо говорится в чудесной песне "Цветов" "Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим". И дальше важно, так, что я напишу это с абзаца:
    Именно поэтому годы проведённые на психологических тренингах личностного роста ничего не стоят по сравнению с неделей волонтёрской работы, скажем, в детской онкологической клинике. 

- * -

     Ну, а  сейчас, когда мы прихлопнули надоедливого комара, обратимся опять к комментарию в начале раздела.  Этот комментарий  Ст.-Рик`а, на самом деле имеет совсем простую причину, возможно, и не осознаваемую его автором.
     Эта причина - моя реакция на его самый первый комментарий. Я даже его приведу:

 

   Ст.-Рик
  Забыли в список для псевдо включить "в предлагаемом контексте". это прям пример одного из популярнейших вариантов автореференции, самоопределения, - автор невольно, незаметно для себя включает себя же, по косвенным признакам, в рассматриваемый ряд объектов. 2. с какой стати кому-то "привыкать", да ещё "нелегко" к чему-то; - если это привыкание ненадолго, "в предлагаемом контексте"? 3. но очевидный вывод подтверждается: чуть более умный собеседник действительно не всегда оценивается положительно.

    Я, пытающийся понять, что вот тут написано, сравнил себя с персонажем однострочного стихотворения российской поэтессы Веры Павловой "В подражание Анне Ахматовой". Чтобы внести ясность, приведу это стихотворение:

     "Слово < --- >  на стенке лифта
       Я прочитала восемь раз"

    За кажущейся брутальностью этого стихотворения я, например, вижу многое. Эта женщина в лифте - персонаж моего очерка. Она "умная" в том понимании, о котором говорю я. "Умная" в смысле "ищущего интеллигента", мятущегося и не очень счастливого интеллигента, за маской благополучия полного комплексов (опять образ Васисуалия, блин), Человека точно - с ранимой душой и точно с несложившейся личной жизнью.

   Вы не верите? Так в МГУ был реальный случай, когда на стенке лифта стало регулярно появляться это слово, написанное жирным фломастером. Мне об этом рассказывал знакомый выпускник МГУ. Все сбились с ног, в конце концов, с помощью сложной методики выявили, кто это был. Субъектом оказалась одинокая сорокапятилетняя преподавательница, доктор философских наук с кафедры научного коммунизма.  

 

 

 
При воспроизведении текста этой страницы ссылка на
http://www.webslivki.com  и автора обязательна!
Невыполнение этого условия является
нарушением действующего законодательства

 

Написать мне письмо

      

            

       
Неположенное счастье
Неположенное счастье

Есть ли эволюция?
Оркестр Папоротник
Оркестр "Папоротник"
Фильм "Остров"
Кавказская пленница Марина Влади
Жёны Высоцкого

Истребители
Все комментарии      Навигация

Точка невозврата