Начало     Навигация    Блог     Книги Сергея Банцера    Поиск по сайту   

Верующие физики

 


  ;

 


 

 

  ;

      

    Книга "Последний шаг разума"
является первой частью книги
"Сёрфинг над Глубокими Водами"

 

   Воспроизведение этого текста или любой его части без согласия правообладателя запрещено. Несоблюдение этого условия является нарушением действующего законодательства
                            © Copyright Сергей Банцер

 

Написать мне письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1]Прозаическое литературное произведение, не являющееся ни романом, ни повестью, ни рассказом; деловая или критическая проза.















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[3] И. Брянчанинов "Слово о человеке" Изд. Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни. Москва, 1997 г.
[4] Епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867). Прославлен Русской православной церковью в лике святителей.
[5] Св. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии //Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1.
[6] Григо́рий Богосло́в (329 - 389) Греческий христианский богослов IV века,  один из Отцов христианской церкви. Почитается в лике святителей.
[7] Новый Завет, Кор.8,1.


 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 


[8] Получившая ранее это звание М.Аньези никогда не преподавала


 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
[9] Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.В. "Физика веры", "Весь", 2004.


 

 

 
[10] Пресс-конференция академика В.Л.Гинзбурга в Центральном Доме журналиста "О науке и публикациях о ней, лженауке, системе образования и последующей судьбе ученых" 17 марта 2004 г


 
 


[11] Это история о том, как мудрый мулла Ходжа Насреддин продал шаху некое снадобье предупредив, что лечебный эффект будет только в том случае, если принимая снадобье шах не будет думать об обезьяне с белым задом. У шаха, понятно, ничего не получилось.


 [12] Иссак Бабель "Одесские рассказы"

[13] Ярослав Гашек. "Похождения бравого солдата Швейка".


 
[15] Тизер - от  англ. teaser «завлекалка».   
 
 [16] Наберите в Яндексе: "Академик Шипунов    Шрёдингер" и убедитесь.

[17] С.Синеок, И.Елисеев «Спираль защиты и здоровья», М., Глобус, 1998

[18] Подробнее об этом всём дальше, в главе "Визит настырной дамы".

Сергей Банцер

Последний шаг разума

© Copyright Сергей Банцер

                         

"Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум"
   Блез Паскаль (1623-1662)
Французский физик, математик
  
 

 

 

Глава 1.
Как узнать вкус пудинга, не съев его?

 
                                                                  "Моя голова не мусорный ящик, чтобы
                                                                     хранить там ненужные мне вещи"
                                                                                    Шерлок Холмс

Эта книга написана в жанре нон-фикшн[1]. Поэтому согласно закону жанра сейчас я должен сказать, чему Вы научитесь, прочитав эту книгу. Ну, например, научитесь вязать крючком, приобретать нужных друзей или выработать взгляд, от которого будут приседать лошади.
     Отвечаю. Прочитав эту книгу Вы станете умнее.
    Почему, да? Это как раз несложный вопрос. Прочитав эту книгу Вы станете умнее просто потому, что её содержание составляют мысли большого количества умных людей. Матрица этой книги - это подлинные цитаты великих людей прошлого, а также крупных современных учёных (как правило, лауреатов нобелевской премии). Авторитет этих источников в каждом конкретном рассматриваемом вопросе подтверждается временем, заслугами перед человечеством и иногда просто общепринятым мнением большого количества людей.
   Такие источники я буду тщательно отбирать, предоставлять читателю доказательства их авторитетности и называть их "советниками". Список советников можете посмотреть прямо сейчас в приложении к этой книге. "Подлинные цитаты" в предыдущем абзаце означает наличие надёжных ссылок, как можно ближе связанных с оригиналом. Кстати, поэтому эту книгу можно использовать и как справочник.
      Помня слова апостола
      Братия мои, не многие делайтесь учителями! (Иак. 3:1)
автор отводит себе роль в этой книге не более чем проводника.
     А, может быть, было бы лучше, если бы эту книгу написал знаменитый учёный, авторитет в области, скажем, теоретической физики? Наверное, да, но тогда это была бы другая книга.
      А эту книгу мы будем читать с Вами вместе.
      И это хорошо и вот почему. Поскольку автор (т.е., я) не является учёным (разве что физическое образование) мне будут непонятны те же самые места, которые будут непонятны Вам. И мы вместе будем в них разбираться, привлекая для этого советников.
         Теперь я должен сказать, кому адресована эта книга. Не хочется выкладывать секрет с самого начала, но, наверное, придётся. Адресат этой книги - сам автор. Если Вы дочитаете эту вступительную главу до конца и у Вас нормально с юмором - то Вы тоже адресат.
          "Почему мы станем умнее" - это был несложный вопрос. А теперь сложный.
       А это хорошо - стать умнее?
        Нет, конечно, если человек стал умнее, защитил докторскую, получает соответствующую зарплату и двухмесячный отпуск летом, то вопрос тоже не сложный. А вот просто так - стать умнее, без всяких дивидендов? Уже сложнее, правда?
          Обращаемся к советникам.
        "Ученость есть мерзость и безумие пред Богом"[3], - читаем у Игнатия Брянчанинова[4].
         “Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом ученость"[5], - читаем у Григория Богослова[6].
        А что сказано по этому поводу в Библии?
        В Новом Завете апостол Павел говорит:
       "Знание надмевает, а любовь назидает"[7]
        А в Ветхом Завете сказано:
       "Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания", (Притчи 18:15)
          Но другая книга Ветхого Завета - Екклесиаст, предупреждает нас вполне конкретно:
      "...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь"   
        (Екклесиаст 1:18) 
       Серьёзное предупреждение...
       Но тот же Екклесиаст, похоже, не оставляет нам шансов:
      "Это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем"    (Екклесиаст 1:13) 
       Вот и выходит, что сыны, хочешь не хочешь, а должны упражняться.
      Ну а дочери? Долгое время считалось, что нет, дочери не должны. И даже не принимали в то время "дочерей" в ВУЗы, ведь "гениальность - это вторичный мужской половой признак" (с).                                                  
      В этой книге, наряду со следованием за мыслями великих людей, мы будем всматриваться в некоторые лица более пристально, а иногда пытаться несколькими штрихами нарисовать их маленький портрет.


      Вот первый портрет в нашем повествовании. Это "принцесса математики" Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891). Она прожила короткую, но замечательную жизнь. Её тоже, как девицу, не принимали в университет и даже не разрешали просто слушать лекции. Именно по этому поводу молодая и, как ни странно для женщины-математика, красивая Софья Васильевна сказала одному чиновнику от образования, который строил ей козни при поступлении в ВУЗ:
     Когда Пифагор доказал свою теорему, он приказал принести в жертву сто волов. С тех пор все скоты боятся нового!"
      Пребывая в том нежном возрасте, когда её нынешние сверстницы трясут конечностями на дискотеке, Софья Васильевна сначала выехала в Германию (ей даже пришлось для этого выйти замуж), а там пошла домой к знаменитому математику Вейерштрассу. Тот, желая отделаться от странной русской, дал ей несколько задач по гиперболическим функциям, таких, чтобы она уже никогда больше не приходила. Через несколько дней Софья Васильевна принесла свои решения.
Ошарашенный  Карл Теодор взял её в ученицы, а уже через пять лет Геттингенский университет всего по трём работам присвоил 24-летней Соне (без защиты) степень доктора философии по математике. Да и сам 55-летний холостяк и «отец современного матанализа» великий Вейерштрасс за эти несколько лет общения с Софьей Васильевной сделал свои лучшие работы и даже существенно поправил здоровье. А через какое-то время Ковалевская стала профессором ("профессорши" были и до неё) математики в Стокгольмском университете[8]. "Размочив", таким образом, монополию мужчин в  этом роде деятельности. Правда первый год читала лекции на немецком, но через год уже на шведском. И было в её жизни много радостей и скорбей, и тех и других - больше, чем в среднем препадает на человека. И померла всего в 41 год, за день до смерти начав писать повесть «Когда не будет больше смерти». После Ковалевской мало кто из учёных мужей брался утверждать, что гениальность - это вторичный мужской половой признак.
          Честно говоря, пока непонятно, "стать умнее" - это хорошо или плохо? С одной стороны Софья Васильевна и сорока пяти лет не протянула, и с мужем, который дал ей фамилию, под которой мы её знаем, ей не повезло.
          А с другой стороны получение новых знаний это свойство нормального разума, своего рода инстинкт.  
          Кроме сказанного выше, на этом пути нас подстерегает ещё одна опасность. Это получение ложных знаний. Поэтому эта первая глава и снабжена таким эпиграфом. Тем более, что вопрос, как отличить ложные знания от истинных, похоже, вообще не имеет чёткого ответа. Так устроено наше мироздание. Что же делать?
 
       "Берегите мозг!" - инструктировал своих помощников Фантомас при захвате профессора Бертрана (имея в виду, конечно, мозг профессора). Вот мы  и будем неукоснительно следовать этому мудрому совету.
          Как защитить мозг? Как "узнать вкус пудинга, не съев его?" Самый простой способ - это "понюхать" информацию перед употреблением, то есть, поинтересоваться автором.
           Но вот, например, что пишет доктор технических наук В.Тихоплав вместе с женой, кандидатом технических наук Т.Тихоплав в книге «Физика веры»:
          «Вот Мария и родила, когда святой Дух передал её хромосомам волновую голограмму божьего образа»[9].
           В трудное дело познания сущности тонкого Мира подключается президент Санкт-Петербургской инженерной академии А. Федотов. В предисловии к книге учёных супругов Тихоплавов президент пишет:
        "Эта книга - об открытии пятого фундаментального взаимодействия - информационного, о физическом вакууме и торсионных полях. Эти выдающиеся научные открытия позволили учёным понять сущность тонкого Мира, объяснить природу Сознания, Мышления, Души и признать Абсолют».
           О торсионных полях мы поговорим в этой книге ниже в главе "Визит настырной дамы". А сейчас ограничимся словами одного из наших советников, Нобелевского лауреата академика РАН Виталия Гинзбурга:
      "Некоторое жулье придумало какие-то особые поля, с помощью которых можно выкачивать деньги из дураков"[10]
       Поэтому, как мы оберегаем желудок, не допуская в него недоброкачественную пищу, также точно нужно охранять и мозг, оберегая его от проникновения отравленной информации. Тем более что кишечнику может помочь клизма, а привести в порядок мозг значительно сложнее.  
      Разум вообще конёк норовистый, может понести всадника не туда, куда надо, а может и вообще сбросить. В общем, не всегда слушается хозяина.
      Хотите убедиться? Хорошо, попробуйте при прочтении следующего абзаца  не думать об обезьяне с белым задом!
      Шерлок Холмс знал это свойство разума и поэтому говорил доктору Ватсону: "Моя голова не мусорный ящик, чтобы хранить там ненужные мне вещи". Однако на родине детектива  есть пословица: "The proof of the pudding is in the eating" - "Вкус пудинга узнаётся при его поедании". Великий Холмс наверняка знал, как отличить нужную информацию от ненужной перед тем, как употребить её внутрь.
       Ну, как? Получилось не думать об обезьяне с белым задом[11]? Правда, хоть раз, но подумали? Привередливый конёк-разум, если с ним неосторожно обращаться, может занести ещё дальше. Разум одесского биндюжника Менделя Крика устроен просто, а поэтому надёжно:
        "Об чем думает биндюжник Мендель Крик? Он думает об выпить  хорошую стопку  водки,  об  дать кому-нибудь по морде, об своих конях и ничего больше"[12]
          Однако уже разум чешского интеллигента устроен куда более сложно, а значит и ненадёжно. Поэтому после той же "хорошей стопки водки" носитель этого разума вёл себя более разнообразно:[13]
         "..напился, вел себя непристойно, отколотил одну даму, разрезал перочинным ножом чужую шляпу, которую снял с вешалки, разогнал дамскую капеллу, публично обвинил обер-кельнера в краже двенадцати крон, разбил мраморную доску у столика, за которым сидел, и умышленно плюнул незнакомому господину за соседним столиком в черный кофе"
      Канули в Лету те благословенные времена, когда Лев Толстой написал "Крейцерову сонату", а через две недели после издания она стала бестселлером в России и за рубежом. Что бы сказал современный редактор, получив такую рукопись?       С чем ему идти на редакционный совет - где тизер[15], где экшн, где антураж? Почему только один труп и то в самом конце? Что за фразы: "Отъехав с полверсты, мне стало холодно ногам"? И сюжет, очень оригинально - "муж вернулся из командировки, а у жены любовник".
        Мда... Правда, если честно, то это - литература. Настоящая, потому, как сильная. Но маркетолог говорит редактору, что купят вон ту, где на обложке изображена голенастая космонавтка в бюстье, которая отбивается мезонным бластером от пытающегося её изнасиловать мыслящего гриба. Правда, говорит, что купят только подростки.
        Слыхали, скрывают от населения духовную часть уравнения Шрёдингера?![16] А я купила "Спираль здоровья"[17], учитывающую секретную часть волнового уравнения, и у меня нормализовался стул! Народный академик продаёт бутылочки с водой, на которую торсионным генератором перенесена волновая матрица с источника Сергия Радонежского[18].
          А ответ, как это часто бывает, прост и содержится в одном из "законов Мэрфи": "О чем бы вам ни говорили - речь всегда идет о деньгах". Как и у каждого уважающего себя закона, у этого "закона Мэрфи" есть исключения. Например, книга, которую Вы сейчас держите в руках. Пока в сказанное в предыдущем предложении можно только поверить.
          Вот мы и коснулись, собственно и вопроса - о чём эта книга?
          Об "узнать" и "поверить". О Вере и Разуме. И о "Последнем шаге разума".  
         Ну, и напоследок, прежде, чем брать быка за рога, ещё раз напомню тем, кто размышляет у книжного прилавка какую приобрести пищу для своего разума и души, рекомендацию Фантомаса: "Берегите мозг!" И рискну предложить ещё один полезный метод "неразрушающего (для мозгов) контроля" качества информации.
          Это метод чисто поверхностного, без вникания в смысл (зато быстрого) анализа лексики произведения.
          Если встречаются определённые слова - это отрава!
          Вообще-то, если не хочешь или не можешь во всем  разбираться сам (а на это не хватит и двух жизней), то приходится доверять авторитетному мнению. "Нужно спросить у Бора", - говорил в исключительных случаях Лев Ландау.
          В вопросе распознавания оккультной отравы я доверяю мнению протодиакона о. Андрея Кураева. Отец Андрей - профессор Московской духовной академии, кандидат философских наук, профессор богословия. На основе его книги "Оккультизм в православии"[30] и цитируемых там источников составлен "Словарь оккультной отравы", приведённый в приложении к этой книге.  
     "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". Так говорил А.С. Пушкин. В этом следовании нам нужно надежно отличать цитируемый текст от авторского. Краткие сведения о каждом цитируемом авторе будут содержаться в сносках или прямо в тексте.


 
[19] Камень преткновения (лат.)
 
 
 
 
 

 


[20] Из энциклики папы  Иоанна Павла  II «Вера и разум». 1998.
 


   

 

 


[21]
Опубликовано в 3-м томе собрания сочинений Геделя (1995 г.). Приводится в книге российского математика Ю. И. Манина "Математика как метафора,— М.: МЦНМО, 2008".
 


[22] "Albert  Einstein: the  Human  Side" H. Dukas   B.Hoffmann, Princeton University Press, 1979
 


    [23] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 4. М.-Л.: Политиздат, 1955


   
[24] Бертран Рассел (1872-1970) - английский математик и философ, Нобелевская премия по литературе 1950 г.


   
[25] Например, брошюра "Жизнь - откуда она взялась?" напечатана "Обществом Сторожевой башни" (секта Свидетелей Иеговы) на 16 языках тиражом в 11 миллионов экземпляров


[26] А.Эйнштейн, Собр. научн. трудов, М.,1967, т.4,с.136

[27] Л.Н. Толстой "Исповедь", 1882 г.
 

 

 


[28] Рассел Б. "Почему я не христианин". М.: Политиздат, 1987.


[29] Рене Декарт (1596-1650) - великий французский математик, физик и философ. Создатель аналитической геометрии. "Я мыслю, следовательно существую" - слова Рене Декарта.
 

 [30] Об этом поговорим в следующей части "Путешествие над глубокими водами".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    [31] Более обстоятельно об этом - в главе "Числа. Топчем умишко".


   


         

Глава 2
         
Petra scandali [19]  

          
                                                          "Думайте, и мысль Вас найдет!"  
 
                                                                               М.Жванецкий


         "Последний шаг разума" - это не очередная  книга о "дружбе религии с наукой".
          А о чем же? О последнем шаге разума, за которым вовсе ничего не кончается, а напротив, начинается самое интересное.
          Папа Римский учит:
        «Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины»[20]
         А как эти крылья относятся друг к другу?
         Мешают? Помогают?
Быть может разум и вера вообще "не пересекаются", не смешиваются, подобно реальной и мнимой составляющим комплексного числа в математике?
         Ниже мы будем время от времени обращаться к интернету, и сейчас пусть наш первый поиск будет такой:          
          "Научное доказательство существования Бога".
          Ответ таков - 103 тыс. интернетовских страниц, содержащих эту фразу. Среди них, например, есть такое:        "Польский священник и математик, друг Папы Иоанна Павла II, получил в 2008 г. премию Фонда Темплтона за работу, демонстрирующую, как математика может дать косвенные доказательства существования Всевышнего". Конкретно - 72-летний профессор Михаль Геллер, специалист по космологии и философ, специализирующийся на математике и метафизике, получил в Нью-Йорке премию в 820 тысяч евро.
          Да и Курт Гедель (1906-1978) - выдающийся логик и математик XX века, известный   в научном мире благодаря теоремам о неполноте, отметился "онтологическим доказательством бытия Бога", занявшим одиннадцать строк математических символов[21].
          Но пророк Ветхого завета Исаия, живший 7 веков до рождества Христова, говорил по-другому:
          "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших"           
Исаия.55:8 
           Альберт Эйнштейн, без сомнения самый знаменитый физик, один из феноменов которого состоит в том, что его одинаково охотно цитируют и атеисты и верующие, пишет:
       "Человек  одарен умом,  достаточным  для того,   чтобы  понять собственную ограниченность при столкновении с реальностью. Если бы все смиренно осознали это, мир человеческой деятельности стал бы привлекательнее"[22].
    Ну, а русский ученый Михайло Ломоносов, живший за двести лет до Эйнштейна, говорил о "дружбе науки и религии" так:
    "Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтири можно научиться астрономии и химии"[23]
   Так как же с доказательствами?
    Бертрана Рассела[24], как-то спросили, что бы он сказал, если бы, умерши, оказался бы лицом к лицу с Богом, вопрошающим, почему он в него не верил.
    "Слишком мало доказательств, Господи, слишком мало доказательств", — ответил пожилой скептик и, пожалуй, самый известный в мире агностик.
     Да, похоже, с "доказательствами" все не так просто, как пишут в брошюрах, распространяемых протестантскими изданиями миллионными тиражами[25].
       Опять обратимся к Эйнштейну:
     "Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания"[26]  
       Т.е., в основе естествознания лежит вера. Так считал такой авторитетный мыслитель, как Эйнштейн. 
         А Лев Толстой, по своему обыкновению, говорил ещё категоричнее:
        "И я понял, что вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил. Без веры нельзя жить"[27]
   А попробуйте убрать веру. Начинаются игры шаловливого разума, вроде этого:
        "Жизнь есть сон, снящийся Богу"  (Борхес Хорхе)
   Если у Вас аналитический склад ума и поэтому Вас не впечатляют странные высказывания именитого аргентинского писателя, то, примерно о том же говорил уже знакомый нам нобелевский лауреат Бертран Рассел:
       "Нам уже нет надобности считать мир сотворенным в какой-то определенный момент времени. Все мы могли возникнуть всего пять минут назад – небритые, с дырками в носках и готовыми воспоминаниями"
[28] 
  Размышляя над этим, великий француз, живший более четырех веков назад, Рене Декарт[29] пришел к идее существования Бога, как необходимой гарантии веры в реальность окружающего нас мира. В работе "Начала философии" он приводит свои рассуждения, суть которых можно передать следующим абзацем.
 

         Так как вера в существование нашей реальности основывается на нашем восприятии, а мы точно не знаем не обманывает ли оно нас, то должна быть какая-то гарантия, что это не обман. Такой гарантией может быть только сотворившее нас совершенная Сущность, идея о которой была бы несовместима с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть - это идея Бога.

             Ну, а что получается, если разум, блуждая в своих поисках истины, переходит ту незримую черту и оказывается на чужом, не своём, поле?
          Блез Паскаль, слова которого являются эпиграфом к этой книге, говорил, что в этом случае разум должен остановиться, сделать свой "последний шаг" и "признать существование множества та­ких вещей, которые выходят за пределы нашего познания". Правда, с оговоркой, что это должен быть "достаточно сильный разум".
          Ну, а как узнать, где он, этот последний шаг разума?
          Тот, Кто "сконструировал" человека (не будем сейчас углубляться - эволюция или Создатель[30]), позаботился об этом, как и о многом другом.
          Для этого у человека есть интуиция или "интуитивное суждение", как любил выражаться главный атеист СНГ и один из наших советников академик Гинзбург.
           Ну и как ей пользоваться?
           Не знаю. Думаю, что "пользоваться" собой интуиция своему хозяину вообще не позволит.
           Что это, кстати, за хозяин такой, что разумом толком распоряжаться не может, интуицией тоже, верой и подавно? Тут и до сдвига по оси Кречмера недалеко. Кречмер это психиатр, слева на оси Кречмера - циклотимия, справа - шизофрения, посередине - норма.
           Спокойно, можете читать дальше, всё учтено при "конструировании" мозгов и сделано надёжно в нужных пределах.
           Ну, а, если разум не делает "последнего шага" и пытается "разобраться"?
          Получаются разные нехорошие вещи. Самое безобидное - конфуз или, по научному, парадокс. Например, известный со времен средневековья "парадокс всемогущего Бога".   
   Вот суть этого парадокса:
          "Может ли всемогущий Бог создать камень, который сам не сможет поднять?"
          Если Вы настроены на неспешное чтение этой книги, то остановитесь в этом месте и подумайте - может или не может? Если может - то Бог не всемогущий (не может поднять камень). Если не может, то тем более на всемогущий.
              Над этим простеньким с виду парадоксом, оказыва­ется, ломали голову крупные мыслители. От монаха-до­миниканца Фомы Аквинского, жившего в тринадцатом веке, до профессора Московской Духовной Академии  А.И.Осипова, нашего современника. Размышлениям об этом парадоксе посвящена целая глава в труде Фомы Аквинского "Сумма теологии"[37], а профессор Осипов рассуждает на эту тему в книге "Путь разума в поисках истины"[36]. Фома Аквинский, как и положено средневековому схоласту-доминиканцу, потратил немало дорогих тогда чернил на объяснение парадокса, и поэтому оно получилось сложное. Несколько понятнее трактовка профессора МДА Осипова. И совсем просто объясняет парадокс такой диалог:
        - Бог может создать такой камень?
        - Да, может!
        - Но ведь тогда он же не сможет его поднять?!       
        - И поднять сможет!
        - Ну, тогда я не понимаю!
        - Твои проблемы.
        Именно в этом суть.
       Купившись на обыденность определения "всемогущий", разум, в своих блужданиях "в поисках истины" не заметил, как забрел на "чужое поле" и занялся логическим анализом недоступных ему понятий. Не "пока недоступных", а "принципиально недоступных" (об этом будем время от времени говорить до конца книги). Просто понятие "всемогущий" использует понятие бесконечности, иррациональное человеческому рассудку, поэтому размышлять об этом человеку лучше не стоит[31]. Лучше в очередной раз поберечь мозги.
        Если Вы ещё после предупреждения Екклесиаста не захлопнули книгу и дочитали до этого места, то в последний раз задумаемся над сентенцией Лоренса Питера[32]: "Утраченного невежества не вернуть" - и в путь!
        Absit invidia verbo - "пусть сказанное не вызовет неприязни" и Бог нам в помощь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[50] "Теорема Паскаля" из "Опыта..." принадлежит к разделу современной математики - проективной геометрии.

 

 

 

[51] Woodall, David L. 1997. “The Relationship between Science and Scripture in the Thought of Robert Boyle,” in Perspectives on Science and Christian Faith, 49 (March 1997)

 

 

 

 

[52] Цит. по Memoirs of the Life, Writings, and Discoveries of Sir Isaac Newton by Sir David Brewster, Edinburgh, Thomas Constable and Co., 1855, Vol. II, 347-348).

[53] Там же.

 

 

 

 

    [54] "Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла"  Цит. по: Лейбниц, Сочинения в 4 т. Т.4.- М.: Мысль, 1989.

 

 

 

 

 

 

    [55] Леонард Эйлер, Письма,  изд. АН СССР, 1963. Ред. акад. Смирнова

 

[56] Ломоносов. "О воспитании и образовании", М "Педагогика", 1991

[57] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 4. М.-Л.: Политиздат, 1955

 

[58] J.R.Newman (ed.), The World of Mathematics, Simon and Schuster, New York 1956

 

 

[59] Henry Jones, 1870. The Life and Letters of Faraday, Vol. II. London

 

 

 

 

 

 

 

[60] Campbell. 1882. "The Life of James Clerk Maxwell". London: Macmillan


         

 Глава 3


     
     Физики и математики         


 Не случайно величайшие мыслители
всех времен были людьми глубоко
религиозными
         Макс Планк «Куда идет наука?» 


   
     
    Блез Паскаль
(1623-1662).
    Вот знаменитое "пари" Паскаля, которому более трёх веков:
   "Разумное доказательство существования Бога невозможно. Однако то или иное решение о его существовании каждый из нас принять должен. Если вы решите,  что  Бог  есть, то вы, во всяком случае, ничего не потеряете, даже, если после вашей смерти окажется, что вы были не правы. Если же вы решите, что Его нет и ошибетесь, то вас ждет страшное наказание"[39]       
          Принимая во внимание контекст этого высказывания, исследователи и комментаторы Паскаля предполагают, что оно имеет парадоксальный или даже немного шуточный оттенок. 
          Однако именно после прочтения этой мысли Паскаля Лев Толстой по его собственным словам стал верующим христианином.
          Блез Паскаль явился основателем современной теории вероятностей. Он изобрел ртутный барометр и измерил атмосферное давление, сформулировал закон Паскаля.
          В возрасте шестнадцати(!) лет Паскаль стал автором «Опыта о конических сечениях»[50]. В возрасте 18 лет, желая помочь отцу в его работе, изобрел первый в мире цифровой калькулятор. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования Pascal.
          Вот что еще писал этот великий человек:
         
"Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны"[39]
          "Если бы Иисус Христос не сошел к людям, они погрязли бы в пороках и горестном ничтожестве своего бытия. В Нем одном – вся наша добродетель, высшее наше счастье. Без Него – только пороки, ничтожество, заблуждения, мрак, смерть, отчаянье"[39] 


      Роберт Бойль (1627-1691), английский физик и химик. Автор газового закона (закон Бойля-Мариотта), основоположник химического анализа. 
      В своем завещании Роберт Бойль выделил сумму на проведение восьми ежегодных чтений (знаменитые «Бойлевские чтения», которые проходят до наших дней) в защиту христианства против атеизма.
  "Рассматривая в мощный телескоп звезды и планеты, изучая в микроскоп причудливые произведения при­роды, сделанные с неподражаемой искусностью, постигая книгу природы с помощью анатомического ножа и при свете химических печей, мне зачастую ничего не остается, как воскликнуть с псалмопевцем: "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро"
[51]  


       Исаак Ньютон (1643-1727). Английский физик, математик, астроном.  Основатель дифференциального и интегрального анализа, теории  дифференциальных уравнений, законов механики. Его именем названа единица силы.
      "Мы все должны склониться перед единым Богом, бесконечным, вечным, вездесущим, всеведущим, всемогущим, Создателем всего сущего, самым мудрым, самым праведным, самым благим и самым святым. Мы должны любить Его, бояться Его, почитать Его, уповать на Него, возносить Ему молитвы, благодарность и хвалу, воспевать Его Имя и повиноваться Его заповедям"
[52]
   "Противоположность благочестию – исповедание атеизма, на практике оборачивающегося идолопоклонством. Атеизм столь бессмыслен и отвратителен роду людскому, что его мало кто исповедует"
[53]
      Ньютон является автором книги "Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна", переведенную на русский и изданную в 1915 г.  


      Готфрид Лейбниц (1646-1716), немецкий математик. Наряду с Ньютоном - автор дифференциального и интегрального исчислений.
      "Господь учит нас находить средство быть довольными, уверяя нас, что Бог, всеблагий и всемудрый, заботится обо всех так, что не пренебрегает и единым волосом на нашей голове; а потому наше успокоение в нем должно быть полным: если бы мы были в состоянии понять это, тогда мы увидели бы, что ничего лучшего мы не могли бы для себя пожелать, как только того, что делает для нас Бог"[54]  

 

 

      Леонард Эйлер (1707-1783). Швей­царский математик, физик, механик и астроном. Впервые вводит понятие функции ком­плексной переменной, находит связь между тригонометрическими и показательными функциями. Положил начало аналитиче­скому методу в теории чисел. Эйлер был од­ним из творцов современной дифференциальной геометрии и вариационного исчисления. Несмотря на то, что последние 15 лет жизни Эйлер был слепой, почти половина его трудов создана в последнее десятилетие жизни.
        "Все совершается по предначертанию Бога: каждый человек в каждую минуту своей жизни поставлен в наилучшие условия. Счастлив тот, кто это понимает и умеет этим как следует пользоваться! Такое убеждение сопровождается для нас самыми ценными последствиями: оно порождает в нас бесконечную любовь к Богу, веру в Промысел и самую снисходительную любовь к своему ближнему"[55] 


     Михаил Ломоносов (1711- 1765), русский ученый. Заложил основы атомно-молекулярного учения, получившего развитие лишь спустя столетие, основы кинетической теории теплоты. Основатель Московского университета.
     "Чем глубже до самых причин проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия Строитель. Его всемогущества, величества и премудрости видимый сей мир есть первый, общий и неумолчный проповедник"[56]
          "Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой — свою волю. Первая - видимый сей мир, им созданный... Вторая книга - священное писание"
[57]
 

     Карл Гаусс (1777-1855), немецкий математик. Работы Гаусса оказали большое влияние на все дальнейшее развитие высшей алгебры, теории чисел, дифференциальной геометрии, теории притяжения, классической теории электричества и магнетизма, геодезии, многих отраслей теоретической астрономии. Создал абсолютную систему электромагнитных единиц  и построил первый в Германии электромагнитный телеграф. Гаусс создал общую теорию магнетизма, заложил основы теории потенциала. Его именем названа единица магнитной индукции.
            "Есть задачи, решению которых я бы приписал бесконечно большую важность по сравнению с задачами математическими, например, задачи, связанные с этикой, или нашим отношением к Богу, или касающиеся нашей судьбы и нашего будущего; но их решение лежит полностью за нашими пределами и абсолютно за рамками науки"
[58]


       Майкл Фарадей (1791–1867), английский физик. Открыл закон электромагнитной индукции, сконструировал первый электромотор. Его именем названа единица электрической емкости.
    "Я склоняюсь перед Господом всего сущего и надеюсь, что смогу терпеливо ожидать, когда Он в Свое время и по Своему усмотрению пошлет мне избавление"
[59]

 

 



      Джеймс Максвелл (1831-1879)  английский физик.      
    "В истории человечества (если посмотреть на нее, скажем, через десять тысяч лет) самым значительным событием 19 столетия, несомненно, будет открытие Максвеллом законов электродинамики" (Ричард Фейнман).
         "Я считаю, что ученые, равно как и остальные люди, должны учиться у Христа. Я также считаю, что христиане, чей разум склонен к научному размышлению, обязаны изучать науки, чтобы продолжать открывать для себя славу Господню настолько, насколько способно вместить их существо"[60]     

         

 

 

 

 

[61] Планк М. Доклад "Религия и естествознание", 1937 г. Цит. по " Вопросы философии" - N8 - 1990.

 

 

 

 

[62] Там же 

 

[63] Письмо Планка к Киппенбергу, цит. по Heilbron, John L. 1986. The  
Dilemmas of an Upright Man.

[64] Доклад «Религия и естествознание». Прочитан М.Планком в Дерптском университете в 1937 году. Доклад можно почитать на 

u201.html

 

[65] G.Caroe. 1979. "William Henry Bragg: Man and Scientist"
Cambridge University Press.














[66] Millikan, Robert A. 1925. “A Scientist’s God,” in Collier’s, The National Weekly. October 24. Collier’s Publishing Company. 

[67] Там же

[68] Millikan, Science and Religion. - Yale University Press, 1930. - P. 79

 

 

 

 

[69] Шрёдингер Э. "Разум и материя" - Ижевск:, 2000.

[70] Moore, Walter John. 1990. Schroedinger: Life and Thought. Cambridge: Cambridge University Press.

 

 

 

[71] Compton, Arthur H. 1936. Quoted in Chicago Daily News (Magazine Section, Issue of April 12). Chicago, USA.

 

[72]Hildebrand1988. “Das Universum - Hinweis auf Gott?”, in Ethos, No. 10

 

[73] Гейзенберг В . Шаги за горизонт. М., 1987. - С.

 

 

 

[74] Townes, Making Waves. New York: American Institute of Physics Press, 1995.

[75] Newsweek, 27 июля 1998  "Наука находит Бога"

 

 

 

 

[76] Abdus Salam,. 1990. “Poor As a Nation”. The Review of Religions. June.  

 

 

 

 

[77] Интервью швейцарской газете Neue Zuricher Zeitung. 1993 г.

 

 

 

[78] Сборник "И.М.Франк. К 90-летию со дня рождения". Дубна, 1998.

 

 

[79] Все цитаты Сахарова взяты из книги: Андрей Сахаров - "Воспоминания", Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1990.

 

 

 

 

 

[80] Из дневника Андрея Сахарова, 27/IV 1978

 

 

 

[81] Хью Росс. "Творец и космос" - Санкт-Петербург, 1997

[82] Там же.

 

 

 

 

[83] Те, кто смотрел первые КВН в 60-х годах, помните капитана непобедимой команды Московского физтеха? Теперь он академик Владимир Фортов. 

[84] Фортов В.Е. Интервью московскому еженед. "Поиск", № 13, 1998.

 

 

 

[85] Davies, Cosmic Blueprint, p. 203.

[86] П. Девис. «Суперсила». - Москва, ”Мир”, 1989г.

  

 

Глава 4

Физики – нобелевские лауреаты

 

Макс Планк (1858-1947), немецкий физик. Основоположник квантовой физики. Нобелевская премия по физике 1918 г. "За открытие квантов энергии". Его именем названа фундаментальная постоянная кванта действия. 

"И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов"[61] 
     
  "Религия есть связь человека с Богом. Она основана на благочестивом страхе перед неземной силой, которой подчиняется человеческая жизнь и которая держит в своей власти наше благо и наши страдания. Найти в своих устремлениях согласие с этой силой, снискать ее благосклонность – вот постоянное стремление и высшая цель религиозного человека. Ибо только так он может чувствовать себя укрытым от опасностей (предвидимых и непредвидимых), угрожающих ему в этой жизни, и только так он сможет добиться самого чистого счастья, связанного с внутренним миром в своей душе, который может быть гарантирован только твердым союзом с Богом и безусловной верой в Его всемогущество, в Его готовность помочь"
[62]

  "Если вообще есть утешение, то его можно найти в вечности, и я полагаю милостью неба, что во мне с детства была глубоко укоренена вера в вечное. Да защитит и укрепит тебя Бог во всем, что еще ожидает нас, пока не придет к концу это безумие, в котором всем нам пришлось жить"[63]

  "Непосредственная связь с Богом - она одна может дать нам внут­реннюю опору и устойчивый душевный мир, который мы должны расценивать как наивысшее жизненное благо"[64].

БрэггУильям Брэгг (1862-1942) английский физик. Нобелевская премия по физике 1915 г. "За заслуги в исследовании кристаллов с помощью рентгеновских лучей"

"Религия дает человеку цели, а наука – средства к их достижению. Неко­торые спрашивают, не противоречат ли наука и религия друг другу. Да, они действительно противоположны - так же, как пальцы правой руки противоположны пальцам левой руки. Эта противоположность позволяет охватить все"[65] 

 

 


Роберт Милликен (1868-1953), американский физик. Нобелевская премия по физике 1923 г. "За эксперименты по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту"

  "Многие величайшие ученые были людьми глубоко религиозными, о чем свидетельствовала их жизнь: сэр Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Джеймс Клерк Максвелл, Луи Пастер. Они были не просто верующими, но и верными членами своих религиозных общин. Ведь важнее всего в жизни верить в моральные и духовные ценности, верить, что жизнь имеет значение и смысл, верить, что мы куда-то идем! Вряд ли бы эти ученые стали великими, если бы у них не было такой веры"[66]

  "Те, кто очень плохо разбирается в науке, и те, кто очень плохо разбирается в религии, действительно иногда затевают ссоры, и сторонним наблюдателям кажется, что происходит конфликт между наукой и религией, хотя на самом деле конфликт этот только между двумя видами невежества"[67]

  "Наука начала открывать нам мир, в котором красота сочетается с упорядоченностью; мир, на который можно положиться. Словом, мы видим, что Бог действует посредством законов"[68]    

ШредингерЭрвин Шрёдингер (1887-1961) австрийский физик.

Один из создателей квантовой механики. Нобелевская премия по физике 1933 г. "За открытие новых продуктивных форм атомной теории". 

"Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности"[69]

  "В науке головоломку тебе задает не кто иной, как Господь. Он придумал и саму игру, и ее правила, которые к тому же ты можешь и не знать полностью. Тебе предоставляется угадать или определить на свой страх недостающую половину правил"[70] 

Артур Комптон (1892-1962), американский физик Нобелевская премия по физике "За открытие эффекта Комптона"  (увеличения длины волны рентгеновских лучей при рассеянии на слабосвязанных электронах). 

"Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого  и  возвышенного утверждения: "В начале сотворил Бог…" [Быт. 1: 1]"[71] 


Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Нобелевская премия по физике 1932 г. "За создание квантовой механики". Высказал гипотезу, согласно которой атомные ядра должны состоять из протонов и нейтронов, удерживаемых силами ядерного обменного взаимодействия.

"Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда — нас ожидает Бог"[72]
          "Мне никогда не представлялось возможным отбросить содержание религиозной мысли просто как часть  преодоленной ступени сознания человечества – часть, от которой в будущем все равно придется отказаться. Так что на протяжении моей жизни мне постоянно приходилось задумываться о соотношении этих двух духовных миров, ибо у меня никогда не возникало сомнения в реальности того, на что они указывают»[73]
 


Чарльз Таунс (р.1915) американский физик. Основатель науки о лазерах. Нобелевская премия по физике 1964 г. "За фундаментальную работу в области квантовой электроники".  

"Для меня Бог - это личность и в то же время Он вездесущ. Он стал для меня великим источником силы и совершенно изменил мою жизнь"[74]
     "Как человек верующий, я сильно ощущаю присутствие и действие созидающей Сущности, которая значительно превосходит меня, но в то же время всегда остается личностной и близкой"
[75]        


 Абдус Салам (1926-1996) пакистанский физик. Директор Международного центра теоретической физики в Триесте (Италия). Нобелевская премия по физике 1979 г. "За вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных воздействий между элементарными частицами".

"Наше общество окружено бедами, словно горами. Попытайтесь терпением сровнять их с землей. Настанет день, когда Бог проявит милость. Не бойтесь, что ваши усилия останутся бесплодными. Продолжайте делать свое дело, и Бог вас благословит"[76]  


Карло Руббиа (род. 1934). Итальянский физик. Нобелевская премия по физике в 1984 г. "За решающий вклад в большой проект, осуществление которого привело к открытию квантов поля W и Z – переносчиков слабого взаимодействия". Директор Европейской организации ядерных исследований (CERN).

"Как ученый исследователь я очень поражен порядком и красотой, которые я нахожу во Вселенной, также как и внутри материальных веществ. И  как наблюдатель за природой я не могу отклонить идею, что имеется более высокий порядок, существующий прежде вещей. Это предусматривает разум на более высоком уровне, вне существования Вселенной непосредственно"[77] 


Илья Франк (1908 -1990)

Академик АН СССР. Нобелевская премия по физике 1958 г. "За открытие и интерпретацию эффекта Черенкова".

"Всю мою взрослую жизнь я считал себя агностиком. Не атеистом, а именно агностиком. А сейчас, на закате жизни, я стал верующим членом Русской Православной Церкви"[78]


 Андрей Сахаров(1921 - 1989), русский физик.
        Академик, трижды Герой Соц. Труда (1953, 1956, 1962), лауреат Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий. Ведущий теоретик проекта первой в мире термоядерной бомбы.  
 "Мое глубокое ощущение - существование в природе какого-то внутреннего смысла. И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась перед людьми в XX веке"[79]
    "Я питаю глубокое уважение к искренне верующим людям в нашей стране и за рубежом"
   
Накануне первых свободных выборов, на встрече с избирателями Сахаров получил прямой вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» От ответил так:
      "Это вопрос очень интимный и личный. Я не являюсь формально верующим. Это для меня чуждо и неприемлемо. Я глубоко уважаю верующих, право людей верить, так же как и право быть атеистом. Это внутреннее дело людей, и люди находят моральные и душевные силы и в религии, а также и не будучи верующими. Что касается меня, то мне трудно охарактеризовать мою позицию вполне однозначно. Я все-таки считаю, что какой-то внутренний смысл во всем бытии, во всем, что существует, есть. Полная неосмысленность, отсутствие какой-то духовной теплоты в мире для меня также неприемлемо. То есть в какой-то мере это, наверное, религиозное чувство, но оно не выливается ни в какую религиозную систему, ни в веру в какие-либо догматы. Вот такая у меня довольно сложная и неопределенная позиция".
     "Для меня все религии равноправны, я не близок ни к одной из них. Для меня Бог – не управляющий миром, не творец мира или его законов, а гарант смысла бытия – смысла вопреки видимому бессмыслию"
[80]


Хью Росс (род.1945) Канадско-американский астрофизик, известный у нас по книге "Творец и космос" («The Creator and the Cosmos»)

«Чем точнее и подробнее измеряют астрономы Вселенную, тем более тонко настроенной она оказывается... По моему мнению, Реальность, давшая жизнь Вселенной, должна быть Личностью, ибо только Личность может создать что-то с подобной степенью точности»[81]

«Когда лицом к лицу сталкиваешься с порядком и красотой, царящими во Вселенной, и со странными совпадениями в природе, велик соблазн перейти от веры в науку к вере в религию. Я уверен, что многие физики этого хотят. Желаю им набраться смелости и признаться в этом»[82].

 


Владимир Фортов[83] (род. 1946). Вице-президент РАН, академик.

"Все создал единый Бог, именно Единый. Если есть Единый Бог, единый промысел, то есть единый предмет исследований. Мир един и познаваем человеческим интеллектом потому и только потому, что существует Единый Бог, создавший Единым Промыслом и мир, и человека и именно поэтому существует единый объект исследования"[84]


Пол Дэвис (род. 1946), английский физик, специалист в области космологии и астробиологии профессор математической физики университета Аризоны, у нас известен по книге "Суперсила":

«Я вижу убедительное свидетельство того, что за всем этим что-то стоит. Не даёт покоя ощущение разумного замысла»[85]
          «Законы физики выглядят порождением гениальнейшего замысла»
[86]


 
 
 

 Конец ознакомительного отрывка
Приобрести эту книгу в формате fb2 можно по ссылке ниже:

 

 

 

 

  ;

Написать мне письмо

 

 
Литература  


1. Хорган Дж. "Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки" СПб., 2001, с. 191
2. В.Тростников "Мысли перед рассветом", YMCA-PRESS, Paris, 1975
3. Хью Росс. "Творец и космос".- Санкт-Петербург, 1997
4. О.В. Крылов, "Будет ли конец науки?", 1999
5. Р. Сворень "Термояд: сквозь тернии к звёздам"
6. Кураев А., диак. "Может ли православный быть эволюционистом?" – Клин: Фонд "Христианская жизнь", 1999.
7. Юрий Власов "Справедливость силы". Лениздат 1989
8. Дэвид Гросс "Грядущие революции в фундаментальной физике" ФИАН, 13.05.2006
9. А. Эйнштейн "New York Times Magazin", 9.11.1930.
10. А.Пайс, "Научная деятельность А. Эйнштейна". М.: Наука, 1989
11. Дезанка Гжурич "Im Schatten Albert Einsteins: Das tragische Leben der Mileva Einstein-Maric".
12. О.А.Платонов "Терновый венец России"; Русский вестник 2000 г.
13. В.Л. Гинзбург "Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум».
14. Павел Судоплатов "Спецоперации. Лубянка и Кремль 930-1950 годы".
15. Einstein, Science, Philosophy And Religion: A Symposium, 1941.
16. "Известия науки", интервью от 28.11.03
17. "Знание - сила" 3/04
18. Ч. Дарвин "Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", Лондон, 1859
19. С.Вертьянов "Происхождение жизни", изд. Сергиевой Лавры, 2007 г.
20. С.R. Darwin, Origin of Species. 6th edition, 1872 (London John Murray, 1902), p.413
21. Р.Юнкер, З.Шерер. "История происхождения и развития жизни" – Минск: Кайрос, 1997.
22. Г. Калябин "Верою познаем", 1999. Издание Сретенского монастыря
23. Shapiro R., "Origins: A Skeptic's Guide To The Creation"
24. Священник Олег (Петренко) "Уверение Фомы", изд-во
подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1996 г.
25. Священник Родион "Люди и демоны", Москва, 1999
26. Ю.Воробьевский «Путь в Апокалипсис. Точка Омега»,  1999
27. "Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония", изд. "Ника", 2003 г. стр. 524
28. Вэнс Феррелл. "Время против эволюции. Почему возраст Вселенной – не миллионы
лет?" М: Русскiй Хронографъ1991, 2003
29. И. Володский "Истоки зла (Тайна коммунизма)", Москва, 2000
30. Диакон Андрей Кураев "Оккультизм в православии",  Москва, Благовест, 1998
31. Дэвид Дойч "Структура реальности", РХД - Москва-Ижевск 2001
32. Кора Ландау-Дробанцева. "Академик Ландау. Как мы жили", Захаров-АСТ, Москва, 1999
33. Стивен Мейер, Кембриджский университет "Возможна ли научная "теория творения"? Перевод главы 2 из сборника "The Creation Hypothesis: Scientific Evidence for an Intelligent Designer"
34. Карл Поппер "Предположения и опровержения: Рост научного знания" / Пер. с англ. М.: "Изд. АСТ"
35. "Albert Einstein: the Human Side" Selected and edited by H, Dukas B, Hoffmann, Princeton University Press, 1979)
36. Осипов А.И "Путь разума в поисках истины" СПб, "Сатисъ", 2007 г.
37. Фома Аквинский "Сумма теологии", "Экслибрис", 2006
38. А.Ф.Иоффе "Встречи с физиками", 1983
39. Б. Паскаль. "Мысли" М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003.
40. Диакон Андрей Кураев "Неамериканский миссионер", изд. Саратовской епархии, 2005
41. Диакон Андрей Кураев "Дары и анафемы", изд.Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва, 2001.
42. Диакон Андрей Кураев "Почему православные такие?.." изд. Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва, 2008.
43. _Биасиотто Д. "Один день из жизни США"
44. _Ацюковский В.А "Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики", Москва, «Петит», 2007 г.
45. _"Научная деятельность А. Эйнштейна". А.М.Пайс: Наука, 1989
46. _"Цивилизация каннибалов" Борис Диденко
47._"Ересь эволюционизма" Священник Константин Буфеев
48. _Рассел Б."Почему я не христианин". М.:Политиздат, 1987
49. "Размышление физика о тайне творения" Священник о.Олег (Петренко)
50. С.И. Вавилов. "Экспериментальные основания теории относительности". Москва – Ленинград: Государственное издательство, 1928.
51. Ацюковский В.А. Блеск и нищета теории относительности Эйнштейна. –
Жуковский: Петит, 2000.
52. Ацюковский В.А. Логические и экспериментальные основы теории
относительности. Аналитический обзор.– М.: МПИ, 1990.
53. Steven Weinberg "Dreams of a Final Theory: The Search for the Fundamental Laws of Nature" New York, 1992.
54. Стивен Мейер "Возможна ли научная "теория творения?" Перевод гл. 2 из сборника «The Creation Hypothesis: Scientific Evidence for an Intelligent Designer», Кембриджский университет
55. А. Эйнштейн, Собр. научн. трудов, М.,1967, т.4
56. Л.Н. Толстой "Исповедь", 1882 г.
57. И. Брянчанинов "Слово о человеке" Изд. Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни. Москва, 1997 г.
58. Св. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1.
59. Ч. Ломброзо "Гениальность и помешательство", 1892 ("Genio e follia", 1864)
60. Millikan, Robert A. 1925. “A Scientist’s God,” in Collier’s, The National Weekly. October
24. Collier’s Publishing Company.
61.Woodall, David L. 1997. “The Relationship between Science and Scripture in the Thought of Robert Boyle,”
62. Лейбниц, Сочинения в 4 т. Т.4.- М.: Мысль, 1989.
63. Леонард Эйлер, Письма, изд. АН СССР, 1963. Ред. акад. Смирнова
64. Ломоносов. "О воспитании и образовании", М "Педагогика", 1991
65. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 4. М.-Л.: Политиздат, 1955
66. Henry Jones, 1870. The Life and Letters of Faraday, Vol. II. London
67. Campbell. 1882. "The Life of James Clerk Maxwell". London
68. Планк М. Доклад "Религия и естествознание", 1937 г.
69. G.Caroe. 1979. "William Henry Bragg: Man and Scientist" Cambridge University Press.
70. Millikan, Robert A. 1925. “A Scientist’s God,” in Collier’s, The National Weekly. October 24. Collier’s Publishing Company.
71. Science and Religion. - Yale University Press, 1930.
72. Шрёдингер Э. "Разум и материя" - Ижевск:, 2000.
73. Moore, Walter John. 1990. Schroedinger: Life and Thought. Cambridge University Press.
74. Compton, Arthur H. 1936. Quoted in Chicago Daily News (Magazine Section, Issue of April
12). Chicago, USA.
75. Hildebrand1988. “Das Universum-Hinweis auf Gott?”, in Ethos, No. 10
76. Гейзенберг В . Шаги за горизонт. М., 1987.
77. Townes, Making Waves. New York: American Institute of Physics Press, 1995.
78. Newsweek, 27 июля 1998 "Наука находит Бога"
79. Abdus Salam,. 1990. “Poor As a Nation”. The Review of Religions. June.
80. Сборник "И.М.Франк. К 90-летию со дня рождения". Дубна, 1998.
81. Davies, Cosmic Blueprint, p. 203.
82. П. Девис. «Суперсила». - Москва, ”Мир”, 1989г.
83. Андрей Сахаров - "Воспоминания", Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1990.
84. Чарльз Дарвин "Автобиография". Ч. Дарвин. Сочинения, т.9, Изд. АН СССР, Москва, 1959
85. Пирогов Н.И. Сочинения. СПб, 1888, т. 1.
86. Lamont. 1995. 21 Great Scientists Who Believed the Bible.
Queensland, Australia: Creation Science Foundation.
87. Eccles, John C. 1991. Evolution of the Brain: Creation of the Self. London: Routledge.
88. Quantum Questions: Mystical Writings of the World's Great Physicists / Под ред. K.Wilber. Boston: Shambhala, 1985.
89. Ken Wilber. 1998. The Essential Ken Wilber: An Introductory Reader. Boston and London: Shambhala Publications.
90. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Анализ классической электродинамики и теории относительности.
91. M. Jammer. Einstein and Religion, Принстон, 1999 г.
93. Brian Einstein: A Life. — New York: John Wiley Sons, 1996.
95. Картер П. и Хайфилд Р. Эйнштейн. Частная жизнь. М.: «Захаров», 1998.
96. А. Б. Гольденвейзер "Вблизи Толстого", II.
97. А.И. Ксюнин "Уход Толстого", СПб., 1911.
98. Д. Маковицкий "У Толстого. 1904 - 1910" ("Яснополянские записки"), Наука, 1979 г.
99. С.А. Нилус «На Берегу Божьей Реки», т. 1-й, Сергіевъ Посадъ, 1916 г
100. С.Н. Булгаков "Карл Маркс как религиозный тип", 1907.
101. А. Шопенгауэр "Мир как воля и представление", Дрезден, 1819
102. Бертран Рассел "История западной философии", 1946
103. А. Шопенгауэр " Парерга и Паралипомена"
104. И.И. Мечников "Этюды оптимизма", Париж, 1907 г.
105. Ф. Ницше "К генеалогии морали", 1887
106. Ф. Ницше. "Антихрист. Проклятие христианству", 1888
107. Ф. Ницше "Веселая наука", 1882-1887.
108. Жиль Делёз "Ницше", Париж, 1965
109. Т. Манн "Философия Ницше в свете нашего опыта", Собрание сочинений. М., 1960. Т.10.
110. И.А. Эбаноидзе. – М.: Культурная революция, 2007.
111. Герман Раушнинг, «Говорит Гитлер», Лондон, 1939.
112. Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое», 1878.
113. Ж. Аттали «Карл Маркс: Мировой дух», М. «Молодая гвардия», 2008.
114. Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. Кн. 2. 115. М.: «Новости». 1994. С. 217.
116. Е.М. Кляус, У.И. Франкфурт. "Макс Планк". М.: Наука, 1980.
117. Р. Фейнман "Характер физических законов" М., "Наука", 1987.
118. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. "Фейнмановские лекции по физике". М.: Мир, 1977
119. Р. Фейнман, "КЭД-странная теория света и вещества"- М: Наука, 1988
120. Шредингер Э. Избр. труды по квантовой механике.- М.: Наука, 1976.
121. Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций.-М.: ЮНИТИ, 2001.
122. Анри Пуанкаре, «О науке», М., «Наука», ГРФМЛ, 1990.
123. "Физики продолжают шутить". Сборник переводов. Изд. «Мир», Москва, 1968.
124. Lee Smolin. The trouble with physics. Houghton Mifflin, Boston, 2006.
125. Джадд Биасиотто "Один день из жизни США"
126. Хирш, Мэтьюз. Водородная бомба: кто же выдал ее секрет? УФН, 1991.
127. В. Гейзенберг. "Физика и философия"
128. Н. Бурбаки, Очерки по истории математики, ИЛ, Москва (1963).
129. E. Вигнер, Этюды о симметрии, Мир, Москва (1971).
130. Дж. Даубенг "Георг Кантор и рождение теории трансфинитных множеств", Scientific American № 8, 1983

 

             

Воспроизведение этого текста или любой его части без согласия правообладателя запрещено. Несоблюдение этого условия является нарушением действующего законодательства
Copyright © Сергей Банцер  


  ;