Верующие физики

 

      

 

  ;

 

 

  ;

 

Воспроизведение этого текста или любой его части без согласия правообладателя запрещено. Несоблюдение этого условия является нарушением действующего законодательства

 

Написать мне письмо

Сергей Банцер

Последний шаг разума

© Copyright Сергей Банцер

                         

"Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум"
  Блез Паскаль (1623-1662)
     Французский физик, математик
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[195]Письмо Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 г. РЦХИДНИ. Ф.2. Оп.1. Д. 22 947.

РЦХИДНИ - Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории. Бывший Центральный партийный архив, национализирован в 1991 г. В 1999 г. был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории - РГАСПИ. Открыт для посетителей.

[196] Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. Кн. 2. М.: «Новости». 1994. С. 217.

[197] Из выступления Ленина на III съезде комсомола.

 [198] Письмо председателю Исполкома Пензенской губернии от 11.08.1918  РЦХИДНИ. Ф.2. Оп.1. Д. 6898. Л.1.

[199] Из беседы Ленина с Милютиным и Красиным при обсуждении проблемы электрификации.

[200] Письмо к Глебу Кржижановскому от 12.1920

[201] Записка от 26 августа 1919 г.

[202] Записка в комиссию Киселёва от 11 сентября 1921 г.

 [203] Телефонограмма наркому Луначарскому от 26 августа 1921 (Ленин
ПСС, Т. 53. стр. 142).

 [204]Воспоминания Елены Стасовой (деятель международного коммунистического движения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[205] ПСС Ленина, изд.5, т. 49. "Письмо товарищу Арманд".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[206] Из дневника Александры Коллонтай  12.10.1920.

[207] Воспоминания Анжелики Балабановой (российская и итальянская социалистка)

 [208] Воспоминания Надежды Крупской, жены Ленина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 [209] А.Шопенгауэр  "Мир как воля и представление"

 

 

Глава 12

Владимир Ленин

        

   Владимир Ленин  (1870-1924) - вождь мирового пролетариата.
Я хочу начать с популярной цитаты из работы Ленина "Материализм и эмпириокритицизм":
 
"Если природа есть творение, то само собой понятно, что она может быть сотворённой только от того, что больше, что могущественнее природы. От чего-то такого, что уже существует, так как для того, чтобы сотворить природу, надо чему-то существовать уже независимо от природы. Значит, существует что-то помимо природы и притом такое, что творит природу. На русском языке это называется Бог".

  Ну всё, вождь мирового пролетариата, оказывается, верующий в Бога человек…

          Но подождите удивленно вскидывать бровь. С вождём всё в порядке, и цитата подлинная. Просто сильно вырвана из контекста, в котором Ленин, оказывается, просто передаёт образ мышления своих идеологических врагов.

          На самом деле этот человек мыслил по-другому:

  "Изъятие церковных ценностей должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше"[195] 

И сколько же удалось расстрелять? Около 8100 священников и монахов[196].А как же "нравственный закон внутри нас", совесть, "подпись Бога" в нашей душе?

Нет, не любил Владимир Ильич несовременного старика Канта и даже осуществлял "критику трансцендентального субъективизма Канта". А категорический императив Канта Ленин решал ещё проще, чем безумный Ницше:

  "Мы говорим, что наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы и пролетариата. Другими словами, что мы считаем полезным нашей борьбе, то и делаем"[197]

 А полезным Ленин считал, например, такие дела:

  "Повесить, непременно повесить, дабы народ видел, не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Назначить заложников – согласно вчерашней телеграмме.
        
Ваш Ленин.
         P.S. Найдите людей потверже"[198]

Или такая полезная идея:

"Электричество заменит крестьянину Бога. Пусть крестьянин молится электричеству; он будет больше чувствовать силу центральной власти - вместо неба"[199] 

К электричеству Ильич испытывал особый интерес (вспомните "лампочку Ильича"):
      "Мобилизовать всех без изъятия инженеров, электротехников, всех кончивших физико-матем. факультеты и пр. Обязанность: в неделю не менее 2-х лекций. Обучить не менее 10-и (50-и) человек электричеству. Исполнить - премия. А не исполнить - тюрьма"[200]

Вообще Ильич интересовался и другими направлениями техники, точнее технологии:
      "Сообщите в Научно-пищевой институт, что через три месяца они должны предоставить точные и полные данные о практических успехах выработки сахара из опилок"[201]. 
        "Я решительно против всякой траты картофеля на спирт. Спирт можно и должно делать из торфа"[202].  
        Вам смешно? А как Вы думаете, было смешно наркому просвещения Анатолию Луначарскому, когда он неожиданно получил от Ленина такую телефонограмму:
        "Все театры советую положить в гроб!"[203]  
         Или такая вот милая привычка:
      "Владимир Ильич прищуривал один глаз, а перед другим глазом ставил два растопыренных пальца и смотрел между ними на говорившего"[204] (Е. Стасова).

Шопенгауэр, все странности которого были на уровне разговоров с самим собой и чтения вслух своему пуделю Бутцу, отдыхает. 

Настало время поинтересоваться, как там у вождя мирового пролетариата складывалось с противоположным полом.

Ну, вот, едет Надежда Крупская с купленной на последние деньги зеленой керосиновой лампой к Владимиру в Шушенское, где тот находится в ссылке. Да не одна, а с будущей тёщей Владимира. Нет, что-то не то…

Вот стройная француженка в чёрном платье вдохновенно исполняет на рояле 23-ю сонату Бетховена. Лысеющий мужчина внимательно слушает и что-то записывает в блокноте. За роялем Инесса Арманд, а запись, сделанная Лениным в блокноте, такова: "Ничего не знаю лучше Appassionata. Удивительная, нечеловеческая музыка!"

По-моему, очень даже человеческая. И сочинил её Людвиг, как и положено гению, после того, как Джульетта Гвиччарди, которая брала у него уроки игры на рояле, отказала Людвигу и вышла замуж за графа Галленберга. Уже будучи замужем за графом Джульетта имела тайный роман с князем Пюклером, а Людвиг со злости написал Аппассионату. А имя прекрасной итальянки дошло до нас вместе с нотами другой сонаты - "Лунной". Рядом с названием "Соната №14"  стоят строчки: "Джульетте Гвиччарди посвящается". 

В Швейцарских Альпах догорает закат. Последний луч солнца падает на одинокий утёс и освещает две фигуры, стоящие на его краю. Невысокий мужчина и рядом с ним изящная женщина. Женщина прижимается щекой к плечу мужчины и тихо говорит: "Обними меня, Владимир". Мужчина  вздыхает и озабоченно произносит: "Ах, если бы ты знала, Инесса, как эти левые эсеры стоят нам поперёк горла!"

Я, конечно, не был в Швейцарских Альпах, не видел того заката и тем более не стоял под тем одиноким утёсом. А вот письмо Ленина товарищу Арманд от 17 января 1915 г. читал:

  "Требование "свободы любви" советую вовсе выкинуть. Это выходит действительно не пролетарское, а буржуазное требование. Дело не в том, что Вы субъективно "хотите понимать" под этим. Дело в объективной логике классовых отношений в делах любви"[205]

Вот так, товарищ Инесса… И Аппассионату играла, и платье долго подбирала, и на альпийский закат ходила, а всё равно - "дело в объективной логике классовых отношений в делах любви".

В углу, где содержится фигура основоположника психоанализа, опять какое-то движение. Шломо Фрейд беспомощно разводит руками и что-то бормочет.  Это он прочитал брошюру "12 Половых Заповедей Революционного Пролетариата", напечатанную в 1924 г. Вот две из заповедей:
            "9. Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания.

12. Класс, в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов; половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая"

Да и моё перо что-то бессильно останавливается. 

В октябре 1920 года в Москву пришла телеграмма: "Вне всякой очереди. Москва. ЦЕКа РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холерой товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка".

На могиле Инессы среди прочих выделяется венок из белых живых гиацинтов. На чёрной траурной ленте короткая надпись: «Товарищу Инессе от В.И. Ленина».

"Когда мы шли за ее гробом, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами и казалось - вот-вот упадет"[206].

"Я искоса посматривала на Ленина. Он казался впавшим в отчаяние, его кепка была надвинута на глаза. Всегда небольшого роста, он, казалось, сморщивался и становился еще меньше. Он выглядел жалким и павшим духом. Я никогда ранее не видела его таким"[207]

"Боюсь, чтобы смерть Инессы не доконала Володю - он плачет и смотрит в одну точку»[208]

Пришло время покидать мрачный Пантеон другой веры. Прежде чем выйти на свет окинем ещё раз взором эти четыре фигуры, связанные злой струной.

Но смотрите, дрожащая струна тянется дальше! К какому-то странному типу с горящими глазами и усами щёточкой. Это солдат I-й мировой войны ефрейтор Адольф Шикльгрубер. В его походном ранце уже ждёт своего часа жезл фюрера Германии. Давайте осторожно посмотрим, а что ещё лежит в его ранце? Наверное, что-нибудь из Ницше?

Не угадали. Артур Шопенгауэр "Мир как воля и представление".  

Закрыта тяжёлая дверь Пантеона, можно облегчённо вздохнуть и осмотреться. И задуматься - а что за польза, вообще, от рассматривания столь мрачных персонажей мировой истории?

Я думаю есть и немалая. Например, как-то становится понятнее, пожалуй, самая трудная Евангельская заповедь:

"Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лук.6:20)

Хотя, стоп. Смотрим, как это написано в оригинале. Оригинал - это греческий Новый Завет под редакцией Стефена, 1550 года, и известный как Stephanus’ Textus Receptus".  Этот текст является частью семейства Textus Receptus, на котором основан Синодальный перевод Нового Завета. Вот подстрочный перевод:

Κατ Λουκν  6:20

"µακάριοι ο  πτωχοί    τι            µετέρα  στν     ϐασιλεία    το     ϑεοῦ"
счастливы     нищие  потому что  ваше      есть      Царство   от     Бога

        Не "нищие духом", как в Синодальном переводе,  а просто "нищие". Разница есть, правда? Ну, мало ли чего там написали по-гречески в 16-м веке. Поэтому давайте посмотрим, а как это место прописано в Евангелии от Луки, скажем, по-английски:

          New Testament  -  Evangelium secundum Lucam:

          Blessed be ye poor: for yours is the kingdom of God.
                                                                              от Луки 6:20

          Стоит слово "poor". Смотрим английский толковый словарь Merriam-Webster: "poor" -  недостаток в материальном имуществе, т.е., бедный, нищий. При всей много-значности английского языка, ничего похожего на "нищие духом" в трактовках Merriam-Webster не встречается.

          Вообще-то это для нашего формата оффтоп. Хотя правильно говорить - оффтопик. Поэтому выходим из оффтопика и попадаем сразу на замечательную цитату:

  "Мы не сознаем наличия трех высших благ жизни — здоровья, молодости и свободы, пока мы ими располагаем, а сознаем лишь их утрату. Мы замечаем, что дни нашей жизни были счастливы только тогда, когда на смену им приходят дни несчастья"[209]

Если (пока?) ещё не поздно - перепишите это себе в записную книжку.

Впереди в нашем продвижении к выходу из Пантеона нас ожидают ещё несколько фигур. Свои, почти родные. Это отечественные нобелевские физики Лев Ландау и Виталий Гинзбург.

 

 

Конец ознакомительного отрывка
Купить книгу "Последний шаг разума" в формате fb2  можно по ссылке ниже

 

Воспроизведение этого текста или любой его части без согласия правообладателя запрещено. Несоблюдение этого условия является нарушением действующего законодательства


  ;


Написать мне письмо

      

                                  Литература 

1. Хью Росс. "Творец и космос".- Санкт-Петербург, 1997

2. О.В. Крылов, "Будет ли конец науки?", 1999

3. Хорган Дж. "Конец науки. Взгляд на ограниченность 
    знания на закате Века Науки" СПб., 2001, с. 191

4. В.Тростников "Мысли перед рассветом", YMCA-PRESS, Paris, 1975

5. Р. Сворень "Термояд: сквозь тернии к звёздам"

6. Кураев А., диак. "Может ли  православный быть эволю-
    ционистом?" – Клин: Фонд "Христианская жизнь", 1999.

7. Юрий Власов "Справедливость силы". Лениздат 1989

8. Дэвид Гросс "Грядущие революции в фундаментальной физике" ФИАН, 13.05.2006

9. А. Эйнштейн "New York Times Magazin", 9.11.1930.

10. А.Пайс, "Научная деятельность А. Эйнштейна". М.: Наука, 1989

11. Дезанка Гжурич  "Im Schatten Albert Einsteins: Das tragische Leben der Mileva Einstein-Maric".

12. О.А.Платонов "Терновый венец России"; Русский вестник 2000 г.

13. В.Л. Гинзбург "Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и 
      разум».

14. Павел Судоплатов "Спецоперации. Лубянка и Кремль  930-1950 годы".

15. Einstein, Science, Philosophy And Religion: A Symposium,  1941.

16. "Известия науки", интервью от 28.11.03

17. "Знание - сила" 3/04

18. Ч. Дарвин "Происхождение видов путём естественного      отбора, или Сохранение
      благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", Лондон, 1859

19. С.Вертьянов "Происхождение жизни", изд. Сергиевой Лавры, 2007 г.

20. С.R. Darwin, Origin of Species. 6th edition, 1872 (London John  Murray, 1902), p.413

21. Р.Юнкер, З.Шерер. "История происхождения и развития жизни" – Минск: Кайрос, 1997.

22. Г. Калябин "Верою познаем", 1999. Издание Сретенского монастыря

23. Shapiro R., "Origins: A Skeptic's Guide To The Creation"

24. Священник Олег (Петренко) "Уверение Фомы", изд-во 

      подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1996 г.

25. Священник Родион "Люди и демоны", Москва, 1999

26. Ю.Воробьевский  «Путь в Апокалипсис. Точка Омега»,  1999

27. "Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония", изд. "Ника", 2003 г. стр. 524

28. Вэнс Феррелл. "Время против эволюции. Почему возраст Вселенной – не миллионы
      лет?" М: Русскiй Хронографъ1991, 2003

29. И. Володский "Истоки зла (Тайна коммунизма)", Москва, 2000

30. Диакон Андрей Кураев "Оккультизм в православии",  Москва,  Благовест, 1998

31. Дэвид Дойч "Структура реальности", РХД - Москва-Ижевск 2001

32. Кора Ландау-Дробанцева. "Академик Ландау. Как мы жили", Захаров-АСТ, Москва, 1999

33. Стивен Мейер, Кембриджский университет "Возможна ли научная "теория
     творения"? Перевод главы 2 из сборника "The Creation Hypothesis: Scientific Evidence 
      for an Intelligent Designer"

34. Карл Поппер  "Предположения и опровержения: Рост научного знания" / Пер. с англ.
      М.: "Изд. АСТ"

35. "Albert  Einstein:  the  Human  Side" Selected and  edited by H, Dukas     B,  Hoffmann,
      Princeton  University Press, 1979)

36. Осипов А.И  "Путь разума в поисках истины" СПб, "Сатисъ", 2007 г.

37. Фома Аквинский "Сумма теологии", "Экслибрис", 2006

38. А.Ф.Иоффе "Встречи с физиками", 1983

39. Б. Паскаль. "Мысли"  М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003.

40. Диакон Андрей Кураев "Неамериканский миссионер", изд. Саратовской епархии,  
      2005

41. Диакон Андрей Кураев "Дары и анафемы", изд.Московского Подворья  Свято-
     Троицкой Сергиевой Лавры. Москва, 2001.

42. Диакон Андрей Кураев "Почему православные такие?.." изд. Московского Подворья 
      Свято-Троицкой Сергие-вой Лавры. Москва, 2008.

43. _Биасиотто Д.  "Один день из жизни США"

44. _Ацюковский В.А "Материализм и релятивизм. Критика методологии современной
        теоретической физики", Москва, «Петит», 2007 г.

45. _"Научная деятельность А. Эйнштейна". А.М.Пайс: Наука, 1989

46. _"Цивилизация каннибалов"  Борис Диденко

47._"Ересь эволюционизма"  Священник Константин Буфеев

48. _Рассел Б."Почему я не христианин". М.:Политиздат, 1987

49. "Размышление физика о тайне творения"  Священник о.Олег (Петренко)

50. С.И. Вавилов. "Экспериментальные основания теории относительности". Москва –
      Ленинград: Государственное издательство, 1928.

51. Ацюковский В.А. Блеск  и  нищета  теории  относительности  Эйнштейна. –
      Жуковский: Петит, 2000.

52. Ацюковский В.А. Логические и экспериментальные основы теории
      относительности. Аналитический обзор.– М.: МПИ, 1990.

53. Steven Weinberg "Dreams of a Final Theory: The Search for the Fundamental Laws of
      Nature" New York, 1992.

54. Стивен Мейер "Возможна ли научная "теория творения?" Перевод гл. 2 из сборника 
     «The Creation Hypothesis: Scientific Evidence for an Intelligent Designer», 
     
Кембриджский университет

55.  А. Эйнштейн, Собр. научн. трудов, М.,1967, т.4

56. Л.Н. Толстой "Исповедь", 1882 г.

57. И. Брянчанинов "Слово о человеке" Изд. Свято-Введенского монастыря Оптиной
      Пустыни. Москва, 1997 г.

58. Св. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,
      1994. Т. 1.

59. Ч. Ломброзо "Гениальность и помешательство", 1892 ("Genio e follia", 1864)

60. Millikan, Robert A. 1925. “A Scientist’s God,” in Collier’s, The National Weekly. October
      24. Collier’s Publishing Company. 

61.Woodall, David L. 1997. “The Relationship between Science and Scripture in the Thought of
     Robert Boyle,”

62. Лейбниц, Сочинения в 4 т. Т.4.- М.: Мысль, 1989.

63. Леонард Эйлер, Письма,  изд. АН СССР, 1963. Ред. акад. Смирнова

64. Ломоносов. "О воспитании и образовании", М "Педагогика", 1991

65. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 4. М.-Л.: Политиздат, 1955

66. Henry Jones, 1870. The Life and Letters of Faraday, Vol. II. London

67. Campbell. 1882. "The Life of James Clerk Maxwell". London

68. Планк М. Доклад "Религия и естествознание", 1937 г.

69. G.Caroe. 1979. "William Henry Bragg: Man and Scientist" Cambridge University Press.

70. Millikan, Robert A. 1925. “A Scientist’s God,” in Collier’s, The National Weekly. October 24. Collier’s Publishing Company. 

71. Science and Religion. - Yale University Press, 1930.

72. Шрёдингер Э. "Разум и материя" - Ижевск:, 2000.

73. Moore, Walter John. 1990. Schroedinger: Life and Thought. Cambridge University Press.

74. Compton, Arthur H. 1936. Quoted in Chicago Daily News (Magazine Section, Issue of April
      12). Chicago, USA.

75. Hildebrand1988. “Das Universum-Hinweis auf Gott?”, in Ethos, No. 10

76. Гейзенберг В . Шаги за горизонт. М., 1987. 

77. Townes, Making Waves. New York: American Institute of Physics Press, 1995.

78. Newsweek, 27 июля 1998  "Наука находит Бога"

79. Abdus Salam,. 1990. “Poor As a Nation”. The Review of Religions. June. 

80. Сборник "И.М.Франк. К 90-летию со дня рождения". Дубна, 1998.

81. Davies, Cosmic Blueprint, p. 203.

82. П. Девис. «Суперсила». - Москва, ”Мир”, 1989г.

83. Андрей Сахаров - "Воспоминания", Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1990.

84. Чарльз Дарвин "Автобиография". Ч. Дарвин. Сочинения, т.9, Изд. АН СССР,
      Москва, 1959

85. Пирогов Н.И. Сочинения. СПб, 1888, т. 1.

86. Lamont. 1995. 21 Great Scientists Who Believed the Bible.

      Queensland, Australia: Creation Science Foundation.

87. Eccles, John C. 1991. Evolution of the Brain: Creation of the Self. London: Routledge.

88. Quantum Questions: Mystical Writings of the World's Great Physicists / Под ред. K.Wilber.
      Boston: Shambhala, 1985.

89. Ken Wilber. 1998. The Essential Ken Wilber: An Introductory Reader. Boston and London:
      Shambhala Publications.

90. Корнева М.В., Кулигин В.А., Кулигина Г.А. Анализ классической электродинамики
      и теории относительности.

91. M. Jammer. Einstein and Religion, Принстон, 1999 г.

93. Brian Einstein: A Life. — New York: John Wiley Sons, 1996.

95. Картер П. и Хайфилд Р. Эйнштейн. Частная жизнь. М.: «Захаров»,  1998.

96. А. Б. Гольденвейзер "Вблизи Толстого", II.

97. А.И. Ксюнин "Уход Толстого", СПб., 1911.

98. Д. Маковицкий "У Толстого. 1904 - 1910" ("Яснополянские записки"), Наука, 1979 г.

99. С.А. Нилус «На Берегу Божьей Реки», т. 1-й, Сергіевъ Посадъ, 1916 г

100. С.Н. Булгаков "Карл Маркс как  религиозный тип", 1907.

101. А. Шопенгауэр "Мир как воля и представление", Дрезден, 1819

102. Бертран Рассел "История западной философии", 1946

103. А. Шопенгауэр " Парерга и Паралипомена"

104. И.И. Мечников "Этюды оптимизма", Париж, 1907 г.

105. Ф. Ницше "К генеалогии морали", 1887

106. Ф. Ницше. "Антихрист. Проклятие христианству", 1888

107. Ф. Ницше "Веселая наука", 1882-1887.

108. Жиль Делёз "Ницше", Париж, 1965

109. Т. Манн "Философия Ницше в свете нашего опыта", Собрание сочинений. М.,
        1960. Т.10.

110. И.А. Эбаноидзе. – М.: Культурная революция, 2007.

111. Герман Раушнинг, «Говорит Гитлер», Лондон, 1939.

112. Ф. Ницше  «Человеческое, слишком человеческое», 1878.

113. Ж. Аттали «Карл Маркс: Мировой дух», М. «Молодая гвардия», 2008.

114. Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. Кн. 2. 115. М.: «Новости». 1994.
        С. 217.

116. Е.М. Кляус, У.И. Франкфурт.  "Макс Планк". М.: Наука, 1980.

117. Р. Фейнман "Характер физических законов" М., "Наука", 1987.

118. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. "Фейнмановские лекции по физике".  М.: Мир,
        1977

119. Р. Фейнман, "КЭД-странная теория света и вещества"- М: Наука, 1988

120. Шредингер Э. Избр. труды по квантовой механике.- М.: Наука, 1976.

121. Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций.-М.: ЮНИТИ, 2001.

122. Анри Пуанкаре, «О науке», М., «Наука», ГРФМЛ, 1990.

123. "Физики продолжают шутить". Сборник переводов. Изд. «Мир», Москва, 1968.

124. Lee Smolin. The trouble with physics. Houghton Mifflin, Boston, 2006.

125. Джадд Биасиотто "Один день из жизни США"

126.  Хирш, Мэтьюз. Водородная бомба: кто же выдал ее секрет?  УФН, 1991.

127. В. Гейзенберг. "Физика и философия"

128. Н. Бурбаки, Очерки по истории математики, ИЛ, Москва (1963).

129. E. Вигнер, Этюды о симметрии, Мир, Москва (1971).

130. Дж. Даубенг "Георг Кантор и рождение теории трансфинитных множеств", Scientific
       American № 8, 1983